Применение психодидактических подходов на уроках физики

Введение

Потребность соединения психологического и дидактического знания в единую систему воздействия на личность отмечалась неоднократно в трудах педагогов и психологов. Идея разработки специальной отрасли научного знания, являющейся пограничной между педагогикой и психологией и прямо названной “психодидактикой”, была провозглашена в 1981 году Ю.К. Бабанским, И.Д. Зверевым, Т.В. Кудрявцевым и др. Разработку структуры, содержания и функций новой отрасли знания осуществили Крутский Александр Николаевич, профессор кафедры методики преподавания физики Барнаульского ГПУ, и Косихина Оксана Сергеевна, аспирантка этого же вуза.

В 2010-2011 учебном году я прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе «Психодидактика: новые технологии в преподавании физики» в объеме 72 академических часа и выполнила выпускную работу по теме «Методическая разработка урока по теме «Электрический ток. Сила тока, заряд, напряжение, сопротивление. Закон ома»

Цель данной работы – познакомить педагогов с новыми подходами в обучении физике, основанными на психодидактике.

Задачи: раскрыть сущность некоторых психодидактических подходов (дискретный, системно-структурный, системно-логический) и показать на конкретных примерах их применение на уроках физики; оценить их результативность.

Психодидактика – новая отрасль пси­холого-педагогического знания, которая берёт на себя функции осуществления взаимосвязи психологических и дидактических концепций обучения и внедрения их в школьную практику путём разработки психодидактических технологий, доведённых до уровня раздаточного дидактического материала, подготовленного для каждой темы конкретного учебного предмета. Предмет психодидактики – методологические подходы к обучению.

 

Под методологическим подходом к обучению понимают психолого-дидактическую структуру, основанную на оперативной переработке учебного материала в соответствии с выделенными психологическими целями и на системе дидактических методов и средств их достижения.

Психодидактика выделяет следующую систему подходов:проблемный, программированный, дискретный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический, индивидуально-дифференцированный, коммуникативный, игровой, межпредметный, историко-библиографический, демонстрационно-технический, задачный, модельный.

В данной работе я остановлюсь на четырех из обозначенных подходах:дискретный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический.

Дополнительные файлы